Зачем нужен PR, когда и так всё хорошо?
У нас прекрасный, качественный, уникальный продукт. Все попробуют, оценят и полюбят. Мы суперпрофессионалы, таких больше нет, наши портфолио и кейсы говорят сами за себя. Разве кто-то на рынке еще не знает, что мы молодцы? Да они просто еще не начали с нами работать, а вот как только, так сразу и поймут. Сколько раз вы такое слышали?
О ВАС НЕ ВСПОМНЯТ, ЕСЛИ ВЫ О СЕБЕ НЕ НАПОМНИТЕ
Мы не публичные, да зачем нам себя выпячивать. А что нам дадут публикации, разве после этого косяком повалят клиенты? Ну, не знаю, предположим, накормим мы блогеров, пришлем м что-то на тест. Наши потенциальные инвесторы могут и не смотреть никакие ролики, потратим бюджет зря. Сколько раз вы такое слышали? Я давно сбилась со счета. Сотни одинаковых разговоров. Не помогают ни логические доводы, ни примеры. Обычно те, кто говорят, что у них всё прекрасно, приходят через полгода-год. В тот момент, когда гигантские буквы «П», «О», «Ж», «А» заслоняют солнце. И слово «ПРИБЫЛЬ» ну никак из них не складывается.
КОНКУРЕНТЫ НЕ ДРЕМЛЮТ
Чаще всего происходит то, что мы и прогнозировали. Конкуренты, которые активно продвигают себя в СМИ, выходят на первый план. И повезло, если они только про себя позитивное пишут, не трогая остальных. Не обязательно поливать из ведра, можно просто намекнуть. Кто-кто? Иван Иваныч? Что-то мы его и среди зрителей не видели на той конференции, где выступали. Наверное, решает проблемы на производстве. Вообще, мы прекрасно относимся к нашим конкурентам, правда, что-то давно от них ничего не слышно, видимо, наверстывают упущенное. А Иван Иваныч, который год назад морщил нос — зачем мне полгода абонентского обслуживания по 150 тысяч в месяц — уже бежит: спасайте, инвесторы принимают решение не в нашу пользу, сделайте так, чтобы завтра о нас кричали из каждого утюга. И искренне удивляется, что такие задачи решаются за сумму с еще одним ноликом.
БЫТЬ НЕ МЕДИЙНЫМ — ПЛОХОЙ ВАРИАНТ
Второй вариант — когда создатель и собственник компании внезапно из публикаций узнает, что, оказывается, сделал бренд вовсе не он. Наш Иван Иваныч с удивлением читает в журнале: бойкий юноша с упоением рассказывает, что он автор концепции, что этими вот руками он сам от дизайна продукта до футурологического плана… И не важно, что на самом деле он поработал «подай-принеси» и был уволен на исходе испытательного срока. Зато про него сюжеты на ТВ, у него блистательное портфолио на сайте, с ним дружат блогеры. А об Иван Иваныче никто из медийщиков не слышал, ему же незачем себя выпячивать-то было. Правда, теперь, когда контракты подписывают с распиаренным выскочкой, он бы уже не отказался от колонок и пресс-релизов. А придется еще подключать SERM, лидеров мнений и делать масштабные спецпроекты. И желательно срочно, всё в течение месяца. Давайте начнём завтра, денег не жалко. В этот момент очень хочется выйти в белом пальто с табличкой #яжеговорила Но нет, я тактично промолчу и оставлю при себе все сентенции типа «профилактика, а не лечение». Для ситуаций, когда уже ты горишь, всё горит, и ты в аду, мы и создали Antipizdec PR. Это дороже, чем размеренные плановые работы. И вообще куда более затратно по усилиям и нервам. Но раз уже всё случилось, всё взорвалось, собирайте ошметки и приносите, будем сшивать.
Анастасия Джмухадзе, директор по развитию PR-агентства Zebra Company.