Коммуникации в кризисный период становятся настоящим минным полем. Как найти баланс между ответами «без комментариев» и паническими постами? Какие темы обходить в блогах стороной и не затрагивать? Какие фразы и формулировки станут триггером для конфликта?

Партнер и директор по развитию агентства Zebra Company Анастасия Киселева дает рекомендации.

  1. Если вы не политолог или специалист по международным отношениям, воздержитесь от оценки политической обстановки, действий и слов чиновников, решений правительств и ведомств. Вы не знаете, каких соглашений они достигнут, кто с кем помирится и подружится, как скоро могут оказаться на одной стороне. Или, наоборот, тот кого вы вчера поддержали, внезапно сменит риторику и примет противоположную вашей позицию. Риск выплеснуть эмоции и оказаться в проигрыше очень велик. Вполне возможно, что ваши партнеры и клиенты – ваши идеологические противники, и вы непоправимо испортите с ними отношения.
  2. Громкие заявления («мы закрываемся навсегда», «бойкотируем продукцию этой фирмы», «будем работать до последнего и не сдадимся», «не повысим цены ни на рубль») в ситуации неопределенности преждевременны. С любыми радикальными «всегда» или «никогда» не стоит принимать скоропалительных решений, а главное – выносить их в публичное поле. Вероятность, что завтра ситуация кардинально изменится, а вы будете вынуждены отказываться от вчерашних слов и извиняться, слишком велика. Поэтому стоит писать взвешенно, осторожно и оставляя себе поле для маневра. Но, конечно, не надо намеренно путать своих покупателей, чтобы они не смогли понять, могут они рассчитывать на ваши товары и услуги или нет.
  3. Если вы еще не успели написать, что кризис – это новые возможности, то лучше и не делайте этого. Будем честны: изобретать, как из одной курицы приготовить суп, второе и салат – это не возможность, а суровая необходимость. И в бизнесе сужение круга вариантов, сокращение числа каналов продвижения, ограничения логистики и банковских операций – это совсем не то, в чем можно реально видеть позитив. Поэтому слова о том, как «обязательно откроются новые двери» очень сильно раздражают тех, кому на голову упала крыша. А главное, что этими банальными фразами вы ничего не добьетесь, просто подергаете тигра за усы.
  4. Непроверенные новости, намеренные или случайные фальсификации и искажения информации – это настоящий бич. Особенно в соцсетях, блогах и мессенджерах, где для перепоста и рассылки нужны доли секунды. За это время вы не успеваете включить критическое мышление и оценить, реальна ли изложенная ситуация, правдива ли она, можно ли доверять источнику. И не осознаете риски, которые одним кликом можете нанести вашей репутации. Например, несколько предпринимателей написали о «финансовых консультантах», помогающих в открытии зарубежных счетов, но оказавшихся мошенниками. Когда вышли опровержения, коллеги и клиенты тут же высказались, что доверие к авторам «радостных новостей» подорвано.
  5. Панические посты «мы все умрем», «ужас-ужас» не добавляют вам солидности и не несут особого смысла. Вы можете испытывать страх перед неизвестностью и переживать, что бизнес будет уничтожен. Но выносит это в медиа или соцсети не стоит. Негатива, плохих новостей и страшилок всем хватает. Люди хотят получить точку опоры, уверенность и пример стойкости. Постарайтесь им это дать. А бегать с криками «А-а-а!» вы можете в защищенной и поддерживающей среде: с близкими, у психотерапевта или на совете директоров. Не выносите это на широкую публику. Кроме того, это деморализует команду, и люди могут вообще перестать работать.

Как журналист с большим стажем, автор без малого 2000 статей, я знаю, что острые углы можно и нужно обходить. Если сейчас у вас возникло ощущение, что и слова теперь нельзя сказать, — это не так. Мы умеем рассказывать в блогах интересные истории и правильно «упаковывать» новости компаний, чтобы не провоцировать негативные комментарии и сохранить репутацию бизнеса.