Как написать PR-стратегию
Любая конкуренция — это война. В любой войне каждая сторона хотела бы одержать победу, однако как это сделать знают не многие. Некоторые рассчитывают на удачу – определенный резон в этом есть, но здравого смысла мало. Как правило, победа — это результат тщательно продуманной стратегии.
«Стратегия — это движущая сила любого бизнеса и любой организации. Это интеллектуальная сила, которая организует, устанавливает приоритеты и мобилизует. Без стратегии нет энергии. Без энергии нет направления. Без направления нет движения. Нет движения — нет влияния». Джим Лукашевский.
Поговорим немного и о написании PR-стратегии. Как и любая другая, она представляет определенный алгоритм, последовательность четко сформулированных действий с конкретными целями. Естественно, отправной точкой ее написания является стратегия компании в целом.
Обычно PR-стратегия разрабатывается на определенный срок, в среднем от полугода до 3-х лет. Этот промежуток времени является наиболее оптимальным не только для решения поставленных задач, но и для закрепления результатов, или если это новая компания, то закрепления ее на рынке в данном регионе.
Процесс написания PR-стратегии состоит, как правило, из следующих этапов:
1. Сбор информации, постановка целей и задач.
2. Определение целевой аудитории.
3. Определение механизмов и каналов воздействия.
4. Планирование и программирование.
То есть, в процессе написания необходимо ответить на следующие вопросы: Кто наша аудиториям? Почему у нас будут покупать? Что при этом, о нас будут думать? Какими мы хотим быть в глазах аудитории?
Разберем подробнее каждый из этапов.
1. Сбор информации, постановка целей и задач.
Конечно, прежде всего, необходимо ответить на вопрос: «Что вообще происходит?». Для этого проводятся различные исследования, в результате которых должна появиться ясная картина происходящего, как на рынке, так и внутри компании.
В исследование входит анализ PR-деятельности собственной компании и компании конкурентов, уделяется внимание изменениям на рынке, выявляются современные тенденции и многое другое. Изучается медиа-поле. После чего информационный массив обрабатывается, и определяются стратегические цели и задачи PR.
2. Определение целевой аудитории.
После того, как исследования проведены, можно приступить ко второму этапу, а именно, определить целевую аудиторию. Обычно это происходит сразу в ходе исследований. Целевая аудитория – потенциальные потребители вашего товара или услуг. Носители тех или иных качеств, или лучше сказать, потребностей, удовлетворять которые вы и нацелены. Однако мало найти таких людей, важно нащупать «такие точки», которые бы позволили вам предоставлять им свои товары/услуги снова и снова.
Стоит отметить, что у любого продукта есть не одна, а несколько полезностей. Например, дорогой автомобиль для одного – это возможность стильно выглядеть перед друзьями, для другого – средство передвижения, которое он в состоянии себе позволить, третий приобретает его для коллекции. Это говорит о том, что после выявления целевой аудитории ее необходимо сегментировать.
3. Определение механизмов и каналов воздействия.
После выявления аудитории, происходит выбор инструментов и каналов воздействия на нее. Механизмов достаточно много и важно знать их все, чтобы понять какие из них использовать.
Обычно на данном этапе используются дополнительные исследования, касающиеся уже непосредственно самой аудитории. Необходимо ответить на вопросы: где, когда, как, в какой форме, с какой продолжительностью, какого масштаба и т.д. должны происходить события.
Глубокое знание поведения целевой общественности, ее привычек, образа жизни, потребностей и других характеристик позволит грамотно составить план действий по привлечению и удержанию внимания к продукту.
4. Планирование и программирование.
На данном этапе прорабатывается уже сам план PR-мероприятий по достижению целей. Он включает в себя расписание предполагаемых действий, каналы работы, сроки, условия и т.д. По возможности учитывается как можно больше факторов, влияющих на ситуацию. Они могут быть самые неожиданные. Это может быть как график работы партнеров, так и ситуация на дорогах (в зависимости от того, какой товар или услугу вы производите). Все это помогает определить периоды, когда нужно действовать более активно, а когда можно заняться смежными задачами.
Казалось бы, все готово и можно приступить к выполнению плана. Не спешите. Прежде чем воплотить задуманное, обязательно нужно учесть все риски и проработать антикризисную тактику. Стоит обратить внимание, допустим, на возможные финансовые трудности. Даже банальный сбой в компьютерной системе или на сайте, где вы публикуете оперативную информацию о кризисе, может на определенном этапе сыграть решающую роль – лучше к этому приготовится заранее.
Если все идет складно: вы не ошиблись с аудиторией, правильно выбрали механизмы воздействия, мероприятия соответствуют графику – стоит подумать о долговременной PR-стратегии, которая бы определяла абсолютно всю коммуникационную деятельность компании. Обычно она затрагивает такие аспекты как построение и поддержание имиджа, разработка стратегии антикризисного PR, выстраивание отношений с властью, так называемая GR-стратегия.
Также важно помнить про завершающий и самый главный элемент PR-стратегии, без которого она просто бесполезна, – это обратная связь. Она как бы замыкает общение субъекта PR с его аудиторией, а ее анализ позволит выявить ошибки, скорректировать деятельность компании, и тем самым дать ей новый виток развития. Поэтому, друзья, возьмите в свои руки план своего PR-продвижения, и тогда вам не нужно будет каждый день искать новые решения старых задач.
За разработкой PR-стратегии лучше обращаться к профессионалам. Вы можете поручить эту задачу сотрудникам агентства Zebra Company. Выбирая абонентское PR-обслуживание, вы получите полный комплекс услуг, необходимых для организации и эффективной работы PR-службы в вашей компании.