После курса «Креатив в digital» решила поделиться несколькими достаточно известными, но от этого не менее эффективными методами развития творческого мышления. Если вы не арт-директор и криэйтор, а ваши задачи — всего лишь сопровождать текущих клиентов или писать пресс-релизы, упражнения будут полезны. Это способы все равно иначе посмотреть даже на рутинные задачи.

  1. Замечать изменения каждый день. Например, по дороге на работу или на прогулке с собакой искать, что в привычных предметах / маршрутах не так, как вчера.
    Вы удивитесь, как много нюансов пропускаете, они остаются вне поля зрения и внимания. Мозг как будто загружает страницу из кэша, вам кажется, что жизнь — бесконечное deja vu. Как только вы начнёте всматриваться, заметите, сколько деталей вокруг. Кто-то ночью написал на асфальте «С днём рождения!», раздатчик листовок у метро покрасил волосы в лиловый, на клумбах высадили нарциссы, соседскую собаку постригли под льва, на месте лужи сделали заплатку… Пусть для начала изменений будет три в день, потом пять, семь, десять. Вы увидите, что раньше это давалось со скрипом, а с каждым днём становится всё легче.
  2. Искать в обычных вещах новые образы. Причём можно ставить себе цель: сегодня я ищу буквы. Или животных. Или химические формулы. В трещинах штукатурки, ветках, узорах ковра, облаках или каплях краски и т.д.
    Посмотрите, как Cheetos обыграли это стремление интерпретировать абстрактные образы и давать им конкретные и понятные названия: они предложили искать в пачках чипсы, похожие на животных, здания, людей, машины — всё на свете — и создали целый музей. Теперь там хранятся не просто сырные снэки, а гитары, саксофоны, львы и даже статуя Свободы.
  3. Придумывать истории. В очереди или метро вы сочиняете историю жизни человека напротив, его биографию, как он провел утро. Почему вот этот парень надел неглаженую рубашку? Утро началось со скандала, его девушка прочитала уведомление из мессенджера. Заперлась в ванной, рыдала, потом начала собирать вещи, чтобы ехать к маме. Он снял все пароли и показал все переписки, это всего лишь бухгалтер писала невинное сообщение. Потом, взяв гулять её чихуа, побежал за букетом и пирожными. И уже за три минуты до выхода стянул с сушилки первую попавшуюся рубашку. Пусть ваши истории будут пьесами: с диалогами, конфликтами, приключениями. Не бойтесь переборщить, фантазируйте и сочиняйте.
  4. 10 / 10 определений. Для любого предмета надо быстро подбирать 10 подходящих и 10 кардинально противоположных определений. Например, «небо голубое» и «небо пряничное». «Глаза яркие» и «глаза книжные». Казалось бы, придумать оксюморон будет просто, но нет. Естественно, 10 «правильных» определений любой найдёт без труда, а вот с абсурдными придётся постараться. Сочинять бред — это целое искусство. Для вдохновения можно читать Хармса и Ионеско.
  5. Гротеск: мысленно масштабировать любую историю, явление, образ до размеров Гаргантюа и Гулливера в стране лилипутов. Например, крошку печенья за утренним кофе превратить в осколок метеорита.
    Помните, что происходит, когда один из героев наступает на бабочку в рассказе Рея Брэдбери «И грянул гром»? Придумывайте такие же неочевидные взаимосвязи, масштабные последствия и раблезианские образы. Используйте гиперболы, не бойтесь раздувать свои сюжеты и героев до вселенского размера.

На самом деле, таких упражнений много. И даже если вы на отдыхе, можете превратить их в игру для компании. Вы увидите, как перестаете мыслить шаблонами и клише, а даже в самых скучных делах находите новые грани.

Анастасия Джмухадзе, директор по развитию PR-агентства Zebra Company.