Аутсорсинг PR-отдела : выгодно ли?
Эффективный PR – не счастливая случайность, а кропотливая работа профессионалов. Именно поэтому в штате многих компаний есть свой PR-специалист, а то и целый PR-отдел. Как и в других сферах, в PRдля эффективности работы сотруднику требуются специфические знания, которые зачастую можно получить лишь через разнообразный и богатый опыт. Однако, не каждая компания нанимает такого профессионала, а то и целую команду, в штат, есть те, кто отдают эту работу на аутсорс. Аутсосринг подразумевает передачу определённых бизнес-процессов или производственных функций компании другой организации, специализирующейся в соответствующей области. На аутсорс часто отдают бухгалтерский учет, транспортные, переводческие или юридические услуги, и многое другое, в том числе PR.
В чем преимущества внешней PR-службы перед штатными специалистами? Если исходить из текущей экономической ситуации – это оптимизация бюджета, которую сегодня приходится проводить все большему числу владельцев бизнеса. Аутсорсинг PR-отдела позволяет получить целую команду профессионалов по цене 1-2 сотрудников. Экономия достигается за счет повышения эффективности работы, которую можно постоянно отслеживать через отчеты. Сокращение затрат касается не только зарплаты, но и соцпакета, оборудования рабочего места и обучения персонала. Помимо этого агентство не уйдет в декрет через пару месяцев работы и имеет целый штат специалистов, глубоко разбирающихся в отдельных вопросах – от копирайтинга до организации мероприятий.
В случае работы с внешним PR-агентством не возникнет проблем с бухгалтерией, поскольку система прозрачная, заключается договор на оказание услуг, в котором прописываются все обязанности сторон, цена и конкретные показатели для оценки результатов работы (KPI). Есть, конечно, и свои риски, ведь заказчик полностью доверяет один из важнейших инструментов продвижения (PR-отдел) постороннему агентству, за эффективность работы которого не может ручаться. В такой ситуации крайне важно с большой осторожностью подойти к выбору PR-агентства, обращая внимание на отзывы, руководство и портфолио компании. Если вы все же хотите сохранить контроль над работой по связям с общественностью, то смело выбирайте вариант «Удалённый PR-отдел». Получается, что компания-заказчик точно так же, как и при полном аутсорсинге, экономит на найме сотрудников, аренде рабочих мест, социальных выплатах и оборудовании, но получает больший контроль над работой PR-отдела при помощи собственного специалиста-менеджера.
Иногда все, что нужно – это опытный руководитель. У компании уже может существовать своя команда, состоящая из PR-менеджера, дизайнера и т.д., но нет человека, который мог бы составить стратегию PR-продвижения и следить за её выполнением. Приглашенный PR-директор обычно является менеджером высокого класса с большим опытом сфере PR, который выстраивает всю работу отдела в вашей компании, на вашей территории. Здесь плюсом выступает уже не экономия на сотрудниках, а повышение эффективности и производительности труда. Как правило, такой менеджер имеет опыт работы над разными проектами, изучил немало кейсов и сможет применить накопленные знания. Кстати, опыт работы в разных сферах является отдельным плюсом аутсорсинга PR-службы – такие специалисты имеют широкий кругозор и свежий взгляд и смогут придумать наиболее эффективные и интересные решения.
Бесспорно, аутсорсинг PR-отдела может иметь и ряд минусов. Самым большим из них является опасность того, что сторонняя PR-служба плохо ориентируется в сфере деятельности вашей компании. От этого будет страдать и скорость реакции на внешние вызовы и общий имидж на рынке. Этого можно избежать, внимательно подходя к выбору PR-агентства и не доверяясь яркой рекламе и непроверенным специалистам. Сейчас, когда в открытом доступе находится большой объем информации, найти отзывы на агентство, его кейсы, список клиентов не составит труда. Что касается финансовой стороны, то в среднем цены на PR-аутсорсинг начинают от 120-140 тысяч рублей в месяц, но варьируются в большую или меньшую сторону в зависимости от выбранного типа аутсорсинга. Это не так много, если учесть, что за эти деньги вы получите целый штат профессионалов своего дела.
Аутсорсинг представляется выгодным способом управления процессами, в которых руководитель бизнеса может доверить работу по направлению, не являющемуся его профильным, опытным специалистам. Выбор того или иного способа аутсорсинга зависит от ваших целей и размера компании. Крупные организации, как правило, нанимают PR-агентство на аутсорс при выполнении каких-то крупных разовых проектов: улаживание кризисной ситуации или проведение масштабного мероприятия. Небольшие же компании обычно заключают договор полного регулярного аутсорсинга для экономии времени и средств.