· Продвижение стартапов ·

Вы стартап-компания, которая только выводит свой продукт на рынок? Вы не скупитесь на услуги консультантов по PR и маркетингу или предпочтете обойтись без помощи со стороны? Эксперты стартап-рынка полагают, что на начальном этапе развития компании могут взаимодействовать  со СМИ без привлечения внешних консультантов по рекламе или PR-агентств.

Например, вы набираете в поисковике слова «PR агентство Санкт-Петербург», и понимаете, что услуги по PR для вас слишком дорогое удовольствие? Знакома эта ситуация? Тогда мы, как PR-агентство, сделаем Вам подарок: мы готовы дать Вам бесплатные рекомендации, как можно первое время продвигать стартап самостоятельно.

Однако бывают ситуации, когда стартапу не обойтись без помощи специалистов. В каких же случаях это необходимо?

1. Стартап-компания хочет занять свою нишу на высококонкурентном рынке. И нужно выгодно продемонстрировать лучшие свойства продукта или проекта. Нужна работа «без права на ошибку» и понимание PR-стратегий конкурентов.

2. Вы собираетесь сделать революционные изменения на рынке. В планах компании быстрый рывок вперед.

3. Основатель стартап-компании уже знаменит. И его персональный бренд поможет быстро продвинуть продукт, если его правильно позиционировать.

Во всех остальных случаях вместо того, чтобы тратиться на услуги агентств, выгоднее вложить ресурсы в развитие продукта и в создание эффективной команды единомышленников.

С чего начать?

Совместно с командой определите свое место на рынке:

— составьте список уникальных свойств вашего продукта. Чем вы отличаетесь от конкурентов?

— как продукт будет полезен потребителю?

— как мотивировать потребителей на скорейшее приобретение вашего продукта или услуги?

Чтобы найти ответы на перечисленные вопросы проведите мозговой штурм в компании. Полезно узнать мнение участников рынка и инвесторов. По итогам маркетингового исследования составьте коммуникационную стратегию.

Основные этапы коммуникационной стратегии

Нельзя сформировать полноценную коммуникационную стратегию за 2–3 дня. Эта работа может растянуться на 1-2 месяца. Коммуникационная стратегия, образно говоря, держится на трех китах:

— аудитория, то есть люди, которые должны узнать о продукте,

— сообщение, адресованное вашей аудитории

— каналы, с помощью которых аудитория узнает о стартапе.

Напишите текст – историю создания вашего продукта. Расскажите о продукте простым языком. Оно должно быть понятно обычному пользователю без специальной подготовки. Поставьте себя на место потенциального покупателя вашего продукта и представьте, чем можно его увлечь. Нужно описать продукт так, чтобы клиент мог представить, что он уже давно им пользуется.

Помните, если рассказ о продукте будет слишком сложным, вы потеряете потенциальных клиентов. Если ваш продукт высокотехнологичный, выделите главные достоинства продукта, не заостряя внимание на его технической сложности. Каждый журналист должен понять, зачем нужен продукт и как о нем рассказать. Избегайте непонятных технических терминов. Особенно тщательно нужно готовить сообщения о новых продуктах на стадии прототипа. В этом случае тщательно объясняйте своей аудитории возможности новых продуктов.

Определите вашу целевую аудиторию: кому будет интересен и нужен ваш продукт. Если аудитория достаточно широкая, разбейте ее на отдельные сегменты, например, по возрасту, географическому положению.

Далее определите каналы продвижения сообщений о стартапе. Это прежде всего печатные и электронные СМИ, новые медиа (блоги, социальные сети), мероприятия, рассылки профильных ассоциаций.

Составьте список СМИ, которых может заинтересовать ваш продукт. Нужно ли вам привлечь внимание большого количества людей или только узкой группы специалистов, например, инвесторов, программистов, которым нужен именно ваш продукт? Ответ на этот вопрос поможет вам понять, с какими медиа нужно работать.

В работе с прессой нужно исходить из того, что журналистам нет никакого дело до вашего проекта. Что же делать? Знакомьтесь с журналистами. Создавайте ценные информационные поводы. Станьте для них поставщиком новостей. Пусть журналисты знают, что руководитель компании в любой момент готов рассказать о своих проектах, дать экспертные комментарии, спрогнозировать ситуацию на рынке. Выстраивайте доброжелательные отношения с журналистами, в расчете на долгосрочное сотрудничество.

Что делать дальше?

Не забывайте о новых медиа – блогах и социальных сетях. Руководителю стартапа полезно завести свой личный блог для привлечения внимания к стартапу. Существует масса примеров, когда публичные высказывания топ-менеджеров непосредственно влияли на результат бизнеса. Марк Цукерберг – основатель Facebook каждый год удивляет общественность неожиданными высказываниями и делает PR буквально из ничего. Например, в одном из своих интервью Fortune он заявил, что будет есть только мясо животных, которых убил собственноручно. Результат: к его блогу приковано внимание миллионов людей. Инфоповод странный, но это сработало.

Читайте в социальных сетях все, что пишут о вашей отрасли. Тщательно просматривайте аккаунты журналистов в социальных сетях, чтобы быть в курсе их интересов. Будьте в курсе новостей о ваших конкурентах. Если журналисты поднимают тему конкурентов, не говорите о конкурентах в негативном ключе. Покажите, что вы уважает их и смените тему разговора.

Важный канал продвижения стартапа – публичные презентации продукта на различных мероприятиях. Учитесь выступать на публике. Смотрите видео успешных презентаций ваших коллег и возьмите на вооружение приемы ярких ораторов, таких как Стив Джобс, например. Именно успешный диалог с аудиторией на публичных мероприятиях Apple сделал Джобса столь узнаваемым. Презентация продукта через эмоции, декларация достигнутых успехов служили мощнейшим иснструментом для продвижения продукции компании на протяжении многих лет.

На всех этапах осуществления вашей коммуникационной стратегии не забывайте анализировать все публикации в СМИ о вашем продукте. Проверяйте все, что пишут о вас в новых медиа. Тщательно анализируйте отзывы и комментарии о работе компании. Это поможет выявить промежуточные результаты и повысить эффективность вашей работы по продвижению стартапа.

Вы сделали всё, что от Вас зависит и нужно повысить эффективность PR-сопровождения? Что ж, пришло время. Напишите нам, и мы обязательно Вам поможем.