Жалобы на то, что без стажа на работу не устроиться, слышны на каждом углу, и каждый год рынок пополняется еще несколькими тысячами свежеиспеченных выпускников вузов и ссузов. Этот вопрос актуален и для сферы PR. Как же попасть в вожделенный сектор общественных связей и связей с общественностью?

Определитесь с «хотелками». На какую должность или в какую компанию вы хотите попасть. Кем вы видите себя через 5 лет? Соберите как можно больше информации о том, чем вам придется заниматься на этой должности. Какие навыки и специализированные знания вам понадобятся и где их можно добыть: из книг, интернета, стажировок? Читайте специализированную литературу. Изучите деятельность и принципы работы компании вашей мечты. Необходимую информацию часто можно найти на официальном сайте компании.

Начинать работать лучше еще с первого курса, если не раньше. Стараетесь больше писать: газеты и уж тем более блоги в вашем распоряжении. Стиль письма нарабатывается. Не стесняйтесь напрашиваться на практику в коммерческие компании и агентства, можно звонить и приходить прямо в офис компании и говорить «Я хочу у вас работать, что мне надо для этого сделать?». В худшем случае вас просто не возьмут, а в лучшем — вы получите шанс. Попробуйте. Это того стоит. По наблюдениям экспертов, около 90% студентов после окончания вуза устраиваются в одну из компаний, где когда-то работали на временных проектах или проходили стажировку.

Основные причины почему на работу редко берут молодежь — безответственность и несоответствие навыков требованиям. Докажите делом, что вы понимаете, что значит работать и зарабатывать, не опаздывайте на рабочее место, будьте инициативны (в рамках разумного) и любознательны. Чем стабильнее и известнее будет ваша компания, тем больше шансов на то, что вы приобретете полезные навыки. Найдите себе наставника в стенах компании. Попросите его помогать вам. Найдите контакты экспертов в области PR и интересного вам направления, попробуйте с ними связаться через почту, жж или твиттер. Опишите свою ситуацию и попросите совета. Не бойтесь первыми идти на контакт. Многие из уже состоявшихся специалистов с удовольствием поделятся с вами опытом.

Первые год-два можно забыть о деньгах и работать «за опыт и подзатыльники». А как же деньги, я же работаю? Поймите правильно, но ваш работодатель будет и так тратить на вас большое количество своего времени и ресурсов. Он предоставляет вам возможность учиться на практике, которая серьезно отличается от университетских знаний, учебные программы которых просто не успевают за постоянно меняющимся рынком. Сначала вы работаете на свое резюме, потом оно работает на вас. Расширяйте свой кругозор, изучайте новые программные продукты (графические, видео- и аудиоредакторы, почтовые программы, азы работы с сайтами), приобретайте полезные навыки. Если каждый месяц в вашем резюме будет появляться хотя бы одна новая строчка, к концу года вы получите довольно хороший и яркий документ, свидетельствующий о вас если не как о профессионале, то как минимум как о человеке, заинтересованном в работе и готовом к взаимовыгодному сотрудничеству.

Наработайте собственное портфолио. Ведь его можно создать, не имея непосредственно заказчика. Если вы хотите работать больше с дизайном — посмотрите фриланс-ресурсы и выполните работу за минимальную плату или вовсе бесплатно и попросите взамен письменный отзыв о вашей работе, рекомендации. Если вам хочется быть пиарщиком — создайте подборку своих идей, слоганов, набросков. Хотите заниматься организацией мероприятий — начинайте в своем университете, или некоммерческом секторе, или на свой страх и риск попробуйте сделать сразу что-то, требующее вложений. Не присваивайте чужих работ — это довольно легко вычисляется и навсегда закрывает вам двери в конкретную компанию. Вашему работодателю не интересно, какие оценки были у вас в университете, ему интересно, что вы умеете делать и насколько быстро и качественно у вас это получается.

Посещайте тренинги по PR, участвуйте в обучающих семинарах и вебинарах по профильной тематике. Это отличная возможность получить новые знания за ограниченный период времени.

До встречи на просторах российского PR, дорогие будущие коллеги!